четверг, 3 сентября 2015 г.

КАТАРИНА ХЕНЦ.






          Катарина Хенц (Katarina Henc) родилась 19 октября 1948 года в маленьком подравском селе Сигетец, что в нескольких километрах от известного нам села Хлебине. Родители Катарины - Иван и Мария Ткалц были обычными крестьянами. Закончив четыре класса начальной школы у себя в селе, следующие два года, ежедневно, Катарина ходила в соседнее село Дрнье, где успешно закончила пятый и шестой классы. Именно эти два года, как считают исследователи ее творчества, значительно повлияли на ее будущее художественное восприятие родных окрестностей.
          В неполные 13 лет, она покидает свои "поляны детства", для того, чтобы продолжить обучение в Загребе. Родители Катарины очень хотели, чтобы дочь училась в хорватской столице и получила возможность дальнейшего профессионального образования, и наверное обустройства там своей личной жизни. В Загребе она заканчивает два класса средней школы и четыре класса гимназии. После окончания Катарина поступает в загребский университет, на факультет югославистики и философии (мечтала получить художественное образование, но не решилась поступать в Академию живописи из-за большого конкурса).
          В 1969 году, с пятью своими работами, участвует в первой для себя групповой выставке хорватских наивных художников в Модене. В 1970 году, Катарина выходит замуж за студента архитектуры Златко Хенца, ставшего в дальнейшем ее персональным менеджером и опорой во всех ее начинаниях. Уроки художественного мастерства, Катарина стала получать в 1971 году, в мастерской известного мастера и педагога Вилима Свечняка (Vilim Svečnjak - член известного художественного объединения "Земля"). В этот временной промежуток, она становится мамой, в 1972 году заканчивает университет, а в 1977 году занятия в художественной студии.



Старики. масло/стекло. 420х300 мм. 1970 г.


Скудная земля. масло/стекло. 430х210 мм. 1973 г.



В поздний час. масло/стекло. 350х300 мм. 1974 г.


          Как писал исследователь ее творчества Винко Зламалик (Vinko Zlamalik) -
"Третье поколение хорватского наивного искусства получило нового участника, когда этот феномен осуществил закономерный рост и развитие, вышел из своего подравского микрокосма и стал явлением универсального художественного значения. Правда, в то время, произошла и неожиданная "вспышка" творческих амбиций молодых крестьян в общей атмосфере благоприятной психологической и материальной стимуляций при соответствующих неограниченных рыночных возможностях. Стилистическая особенность подравского круга, была в значительной мере нарушена перепроизводством работ и множеством дебютов. Художественная критика с высокими критериями и требованиями к уровню работ, в то время очень серьезно подходила к оценке творчества тех или иных художников, причем не только начинающих. Вот в такой атмосфере, Катарина Хенц решилась в 1973 году представить широкой публике свои картины на первой персональной выставке в старейшей загребской галерее "Likum"." Выставка была принята хорошо, и в том же 1973 году была организована еще одна самостоятельная выставка, а также было принято участие в шести групповых смотрах.



Рождественское блюдо. масло/стекло. 300х250 мм. 1976 г.



Ночная работа. масло/стекло. 220х200 мм. 1978 г.


          Это было триумфальное вхождение в мир подравского наивного искусства, причем не только по мнению публики, но и по оценке многочисленных собратьев по цеху - "Общества наивных художников Хорватии" (HDNU). Они без колебаний, принимают художницу, как равноправного члена в свою профессиональную ассоциацию, что достаточно необычно для того времени.  Непрофессиональных, наивных художников не смущало, что в их ряды пришел дипломированный интеллектуал - в ее творчестве они увидели элемент своего, общего художественного мира и духовного родства.
          Специалисты и эксперты "Галереи примитивного искусства" в Загребе имели, между тем, другое мнение. Несмотря на то, что творчество Катарины Хенц безусловно находилось в русле течений и многочисленных слоев подравского наивного искусства, они посчитали, что человек с таким высоким образованием не может быть включен в круг наивных художников. Не смотря, на достигнутые успехи в творчестве, художнице дали понять, что она не может рассчитывать на организацию своих выставок в Галерее." (Позиция Галереи, а в дальнейшем Музея наивного искусства, к сожалению, не претерпела изменений - Катарина Хенц, так и не выставлялась в этой институции. Похожее испытал на себе и известный наивный художник Иван Лацкович. Первый раз он выставился в Галерее после 5 лет ожидания. Печален и тот факт, что работ художницы нет в фонде музея, хотя ее картины находятся во многих значительных собраниях на родине и по всему миру).



Заготовка дров. масло/стекло. 400х450 мм. 1980 г.



Крестьяне с мотыгами. масло/стекло. 200х180 мм. 1980 г.


          Несмотря на эти "трудности", во все последующие годы Катарине Хенц сопутствовал большой успех. Она принимала участие во многих групповых выставках наивного искусства у себя на родине и за рубежом. Получала награды. Состоялось множество персональных выставок. Имя художницы вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art).
          Катарина была одним из самых коммерчески успешных наивных художников того времени. Достаточно вспомнить персональную выставку в галерее "Мирко Вириус"("домашняя" галерея HDNU), за время работы которой, было продано 90% выставленных работ, что явилось рекордом в истории галереи. Сотрудничала со многими известными европейскими галереями.



Канун рождества. масло/стекло. 250х200 мм. 1981 г.



Пшеница созрела. масло/стекло. 200х400 мм. 1981 г.



Завтрак на траве. масло/стекло. 450х400 мм. 1990 г.


          Особенные, плодотворные и длительные отношения сложились у Катарины Хенц с мюнхенской галереей Hell&Hell. На протяжении 30 лет, с 1975 года, владельцы галереи Антон и Ирис Хелл организовывали в Германии персональные выставки и продажу картин К.Хенц, печатали полиграфическую продукцию, издали две большие монографии о творчестве художницы и юбилейный каталог-монографию в честь 25-летия совместного сотрудничества.



Монографии о творчестве К.Хенц.


Обложка каталога-монографии в честь 25-летия сотрудничества
 художницы и галереи Hell&Hell


          С начала 90-х годов прошлого столетия, Катарина Хенц отошла от основной, "наивной" темы в своем творчестве. Много работала в технике пастели (получив за это большое признание со стороны европейских критиков, искусствоведов и коллекционеров), писала натюрморты, в итоге, в дальнейшем, сосредоточилась на тематике городского, романтичного пейзажа. Вдвоем с мужем открыли некогда очень популярную, да, и сейчас еще достаточно известную художественную галерею "Mona Lisa" в Загребе, на Ивана Ткалчича, 77.
          Там, в этой галерее, можно иногда встретить Катарину Хенц, как это однажды посчастливилось и мне. Я с большим удовольствием познакомился с художницей, она оказалась очень коммуникабельной и интересной собеседницей. Будете в Загребе, не премините зайти.



Полуденный отдых. масло/стекло. 300х250 мм. 1981 г.



Ряженые. масло/стекло. 400х450 мм. 1988 г.



Сад с ирисами. масло/стекло. 450х400 мм. 1989 г.



На реке (Pralje s djecom). масло/стекло. 360х460 мм. 1983 г.



Золотистые поля. масло/стекло. 300х350 мм. 1981 г.



 
          Галерея "Мона Лиза"
          Загреб, ул. Ткалчича, 77
          Galerija Mona Lisa
          Ul. Ivana Tkalčića 77, 10000, Zagreb
          http://www.galerija-mona-lisa.com/










          Читать дальше Read more: КАТАРИНА ХЕНЦ. Творчество. KATARINA HENC. Work.




Комментариев нет:

Отправить комментарий