пятница, 11 сентября 2015 г.

ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1957 - 1961.




Иван Генералич (Ivan Generalić). 1958 г.



          1957 год. Работы Генералича представлены на выставке "Современное югославское искусство" (Modern Yugoslav Painting), прошедшей в нескольких городах Великобритании.
          В июле, Иван Генералич участвует в большой выставке "Наивные художники Югославии" в Белграде, на которой были представлены 20 работ художника. В дальнейшем, выставка была показана в Любляне и Скопье, а в 1958 году - в Загребе. На обложке каталога выставки, была напечатана репродукция картины Генералича "Похороны Штефа Халачека". На выставку положительно откликнулись многие критики и искусствоведы. Были и те, кто отметил и некоторые негативные явления в его творчестве. Zorislav Ugljen в своем отзыве на выставку писал: "...Выбор д-ра М.Башичевича (тогдашнего руководителя Галереи примитивного искусства и одного из организаторов выставки) может вызвать сожаление, потому что он взял несколько недавних работ, которые говорят о спаде, и, возможно, представляют еще больший, непосредственный кризис. Без сомнения, Генералич занимается последние годы больше рутиной, ориентируясь на призывы добиться усредненного качества своих работ. На его картинах, все больше уделяется вниманию деталям, нет развития изначальной темы. Человеческие фигуры выглядят несоразмерными, гипертрофированными, а не как обычные объекты. Все больше видна склонность к пейзажу изображаемому в широкой панорамной проекции. Кроме того, как и многих самоучек, его увлекла виртуозность техники."
          Живые воспоминания о своей выставке в Париже, в 1953 году, наталкивают Генералича ввести несколько парижских мотивов в свои картины.



Тенистое место. масло/стекло. 460х570 мм. 1957 г.



Овцы под Эйфелевой башней. масло/стекло. 480х385 мм. 1957 г.



          1958 год. В Брюсселе проходит большая всемирная выставка EXPO 58, в рамках которой организованы  две значительные выставки - "50 лет современного искусства" и "Человек и искусство". Крсто Хегедушич и Иван Генералич были приглашены бельгийскими организаторами на выставку "50 Ans d`Art Moderne" во Дворец Изобразительных Искусств, на которой также были представлены мэтры мирового современного искусства - Пикассо, Кандинский, Малевич, Мондриан, Шагал, Клее, Миро, Дали и другие.
          Результатом участия в такой престижной выставке, кроме большого влияния на дальнейшие репутацию и продвижение, стало приглашение для обоих художников организовать в следующем году персональные выставки во Дворце Изобразительных Искусств, в Брюсселе.
          Во Франции, проходит выставка "Les peintres naifs du Douanier Rousseau a nos jours", на которой представлены несколько картин Генералича. Репродукции работ напечатаны в каталоге, а вступительную статью написал известный искусствовед и коллекционер наивного искусства Анатоль Жаковский.
          В мае и июне, в Галерее примитивного искусства в Загребе, проходит персональная выставка Ивана Генералича, на которой представлены его рисунки выполненные тушью.
          В 1958 году выходит документальный фильм "Художественная техника" производства Zora film. Один эпизод посвящен Ивану Генераличу, в котором он демонстрирует технику письма маслом на стекле.



Красные хлеба. масло/стекло. 350х430 мм. 1958 г.



Суд Божий. масло/стекло. 400х405 мм. 1958 г.



Сбор винограда. масло/стекло. 400х500 мм. 1958 г.


          1959 год. В апреле, Иван Генералич участвует в выставке "Война и мир", в Галерее примитивного искусства.
          Организована большая выставка "Наивные художники Югославии", где Генералич также принимает участие. В июле и августе, выставка гостит в Варшаве и Сопоте, а далее - в Праге, Брно и Остраве. О выставке напечатано много статей, посвященных очень хорошему приему польских и чехословацких художественных критиков, а также зрителей.
          В сентябре, во Дворце Изобразительных Искусств в Брюсселе, открывается персональная выставка Ивана Генералича совместно с его наставником Крсто Хегедушичем. На выставке представлены 47 работ художника. Предисловие в каталоге и описание каждой представленной работы подготовил известный югославский художник, историк искусства, писатель, автор Всемирной энциклопедии наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art) Ото Бихали Мерин (Oto Bihalji Merin). Выставка вызвала много заметок и комментариев в прессе, порой весьма неожиданных для ее участников. Итогом этого события, вероятно, можно считать большой разлад в доселе приятельских отношениях между учителем и учеником. Вкратце: возможно Генералич был "излишне" воодушевлен похвалой критиков, а Хегедушич говорил о неблагоприятной критике в свой адрес, неверно трактующей их сегодняшние отношения, как ревность учителя к превзошедшему его ученику. Но это тема для отдельного, большого и серьезного рассказа. Когда-нибудь, я об этом обязательно напишу.
          В этом же году, выходит репрезентативная монография О.Бихали Мерина "Современный примитив: Мастера наивного искусства" в Кельнском и Нью-Йоркском издательствах, в которой Иван Генералич, представлен как один из значительных мировых наивных художников и центральная фигура Хлебинской школы.
          В 1959 году были написаны одни из самых известных картин Генералича. Это "Смерть Вириуса", "Деревенские заботы", "Мое ателье", "Адам и Ева", первые работы большого формата - "Дровосеки" и "Оленьи сваты".



Смерть Вириуса. масло/стекло. 490х620 мм. 1959 г.



Наводнение. масло/стекло 460х640 мм. 1959 г.



Косовка. масло/стекло. 1200х1280 мм. 1959 г.



Мальчик с кошкой. масло/стекло. 330х305 мм. 1959 г.



Деревенские заботы. масло/стекло. 630х435 мм. 1959 г.



Мое ателье. масло/стекло. 780х560 мм. 1959 г.



Адам и Ева. масло/стекло. 720х1215 мм. 1959 г.



Дровосеки. масло/стекло. 710х1210 мм. 1959 г.



          1960 год. У Ивана Генералича проходит большая и важная персональная выставка, сначала в Загребе, в Галерее примитивного искусства, а затем в Риеке - в Галерее изобразительных искусств. Выставка получила большой отклик и позитивную критику от известных югославских искусствоведов. Йосип Деполо, Радован Иванчевич, Борис Келемен, Радослав Путар, Борис Вижинтин - все они отметили новую фазу в его работах. "...Перед нами зрелый Генералич, в кульминационной точке своего творчества." (Й.Деполо)
          Работы Ивана Генералича совместно с картинами Мирко Вириуса и Матиа Скурьени участвуют в выставке в Риме. Также, в 1960 году, известные представители наивного искусства Югославии выставляются в Сан-Паулу, в Бразилии.
          В Баден-Бадене выходит первая небольшая монография о Генераличе "Ivan Generalic/ Jugoslawische Pastorale" за авторством О.Бихали Мерина.
          В 1960 году, снят фильм "Похороны Штефа Халачека" производства Zagreb film. В фильме, рассказывающем интересную вымышленную историю о жизни и судьбе одного крестьянина, представлена наивная живопись в картинах М.Вириуса, Ив.Генералича, Д.Гажи, И.Веченая, Ф.Филиповича, М.Мехкека и М.Ковачича.



Весна. Косцы. масло/стекло. 750х1460 мм. 1960 г.



Нищие. масло/стекло. 540х620 мм. 1960 г.



Розовые цветы. масло/стекло. 400х600 мм. 1960 г.



Наводнение I. масло/стекло. 365х520 мм. 1960 г.


          1961 год. В марте Иван Генералич участвует в большой выставке "60 лет живописи и скульптуры в Хорватии", в Загребе. В предисловии каталога сказано, что присутствие наивных художников на выставке, это не случайный "курьез", напротив, это подтверждение их достоинств, и равноправного вклада в хорватскую культуру и искусство.
          В Лондоне проходит.выставка "Contemporary Yugoslav Primitive Painters", где работы Ив.Генералича и К.Хегедушича представлены наряду с другими известными наивными художниками.
          В период с июля по сентябрь, Генералич участвует в выставке "Das naive Bild der Welt" в Баден-Бадене, которая в дальнейшем гостит во Франкфурте и Ганновере.
          В октябре, Иван Генералич с 12 работами участвует в выставке "Laienmaler" в Базеле, Швейцария.
          Большие мировые выставки наивного искусства, которые прошли в 1961 году, отмечены постоянной дискуссией по вопросам значения и употребления термина "наивный", относительно похожих явлений, с которыми связано это направление в искусстве или с которыми оно имеет некоторые общие черты.



Голубая рыба. масло/стекло. 440х560 мм. 1961 г.



Единорог. масло/стекло. 760х1450 мм. 1961 г.



Солнечное затмение. масло/стекло. 760х1450 мм. 1961 г.



Иван Генералич со своею матерью и супругой Анкой. 1960 г.


     При подготовке публикации использованы материалы из следующих источников:
     Монография  "Иван Генералич 1946-1961" автор Светлана Сумпор (Svetlana Sumpor, Monografija "Ivan Generalić 1946-1961"). Издатель Хорватский музей наивного искусства. Загреб 2014 год.
     Монография "Волшебный мир Ивана Генералича", автор Небойша Томашевич (Nebojša Tomašević "Magični svet Ivana Generalića"). Издатель Jugoslovenska revija, Белград 1976 год.
     Монография "Иван Генералич". Авторы текста Мича Башичевич, Анатоль Жаковский, Борис Келемен. Издатель SPEKTAR, Загреб, 1984 г.


          Предыдущие публикации. Previous publications:

          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. "ДЕТСКИЙ" ПЕРИОД.
          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "ЗЕМЛИ".
          ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. "Похороны Штефа Халачека".
          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "БЕЛЬКАНТО".
          ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.
          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1946 - 1951.
          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1952 - 1956.




Комментариев нет:

Отправить комментарий