среда, 2 января 2013 г.

ИВАН ВЕЧЕНАЙ. КРЕСТЬЯНИН, ХУДОЖНИК, ПОЭТ.






   Я, ранее, немного писал о классике хорватского наивного искусства и живой легенде Подравины  ИВАНЕ ВЕЧЕНАЕ, и обещал более подробно рассказать о его творчестве. Что и делаю с большим удовольствием!




                                  ИВАН ВЕЧЕНАЙ - краткая автобиография.




     Я родился 18 мая 1920 года в селе Гола, которое находится между
рекой Дравой и венгерской границей, в так называемом Prekodravlje (Заречье, букв. заДравье) в деревенской семье, первым ребенком из шестерых братьев.

     Я закончил четыре класса начальной школы как отличный ученик, но не смог продолжить свое образование, ввиду большой бедности моих родителей. Я стал работать с отцом в поле и наниматься к богатым соседям. Научившись в пятнадцать лет ткать домашнее полотно из конопли я, в основном в зимнее время, делал его и для других, тем самым зарабатывая себе на одежду и обувь. В воскресенье, или когда шел дождь, я всегда брал карандаш и бумагу, и рисовал картинки или набрасывал эскизы, некоторые из оригинальных рисунков того давнего 1934 года сохранились и до наших дней. С группой "Земля" в то время, у меня не было никаких отношений, я узнал о них после Второй мировой войны, когда в Хлебине познакомился с ИВАНОМ ГЕНЕРАЛИЧЕМ и профессором КРСТО ХЕГЕДУШИЧЕМ . Только в 1954-ом году, в Копривнице, я впервые выставился с художниками из Хлебине. С тех пор было организовано множество совместных и персональных выставок по всему миру, и многие мои картины находятся в многочисленных коллекциях, в собраниях музеев и галерей, включая Ватиканский Музей современного искусства в Риме.


С папой римским Павлом VI.


С английской принцессой Маргарет.


С Йосипом Броз Тито (справа Мийо Ковачич).



     В Лондоне была издана монография "Библия в искусстве двадцатого века"/"The Bible in the 20th Century Art", в которой среди картин величайших живописцев, таких как Пикассо, Шагал, Дали, Кокошка и многих других, есть и моя картина "Четыре всадника Апокалипсиса", и я считаю это большой честью для нашего наивного искусства и моей родины. В 1996 году, Американский биографический институт номинировал меня на "человека года" и вручил мне золотую медаль с надписью: "Присуждается за вклад в развитие человечества в области живописи".



Четыре всадника Апокалипсиса. масло/стекло, 1200х1000 мм. 1978 г.


      С ранней юности, одновременно с рисованием я пробовал писать. После перерыва из-за войны, совмещая работу в сельском хозяйстве и рисование, я  начал собирать и записывать старые слова, пословицы и загадки. На сегодняшний день я опубликовал семь книг: «Тайны замка Пепеларе", "Крик дикой девушки", "Моя родина" (история нашего села Гола), "Prekodravje так поет" (сборник песен), "Большая птица", "Старинные пословицы и загадки» и "Словарь старых слов из села Гола" с подзаголовком "Среднеподравский диалект», в котором сохранено от забвения более чем 12.000 старых слов.

      С 1999 года я член "Союза писателей Хорватии". Мои стихотворения положены на музыку многих наших композиторов.

В свои девяносто я немного рисую, пишу акварелью и заканчиваю свои мемуары.


Иван Веченай Тишляров,
крестьянин, художник, поэт и писатель.





Со своим отцом.


С сыновьями Младеном и Йосипом.


С супругой и внуками.


     "...Однажды приобретенные навыки и знания "ткацкой" комбинаторики найдут свое применение в тот момент, когда в руки попадут художественные инструменты: перо и тушь, карандаш и бумага, кисть и краски. И хотя детство было очень трудным, от него остались теплые воспоминания с незабываемыми "мелочами" и "большими радостями". Кроме того, присутствует ключевая фигура отца семейства, в его патриархальном и неоспоримом значении: "Был мой отец сильным и волевым, и я знаю, что обязан ему всем, даже способностью к живописи." Это детство в бедной крестьянской семье с шестью братьями, сделало его человеком ответственным, реальным и надежным. Человеком который верит в силу земли и в то, что она дает человеку и значит для него. Даже на вершине славы и благосостояния, Веченай не откажется от "грунта" (земли) и своего домашнего хозяйства*** Более того, он выкупит и отреставрирует старый семейный дом, превратив его в своего рода этнографический музей. А в своем доме, в бывших конюшнях и хозяйственных постройках, создаст респектабельную галерею, сохранив в ее фонде самые ценные произведения своего творчества, желанные в любой крупной столичной галерее."
(Божица Елушич (Božica Jelušić) писательница и журналистка, перевод с хорв. Наталья Кладич (Natalija Kladić)).

С Юлом Бриннером.

  ***есть старая семейная история :
в начале 1970-х Иван Веченай с супругой посетили США по приглашению своего приятеля, известного американского актера, лауреата премии Оскар ЮЛА БРИННЕРА (страстного коллекционера и почитателя хорватского наива). После двух недель пребывания в гостях у актера во Флориде, Бриннер пригласил своих хорватских друзей посетить его виллу на Багамах, чтобы отдохнуть от впечатлений и насладиться океаном. На что получил от супруги Ивана ответ - дольше никак не можем, кукуруза поспела, пора убирать...



В старом семейном доме - ныне этно-музей.


Бывшие конюшни и хозяйственные постройки...
(застекленные полки под картинами - бывшие ясли для домашней скотины)


...ныне респектабельная галерея.


     В 2010 году было широко отмечено 90-летие художника. Прошел ряд мероприятий и выставок в родном селе Гола, в областном центре Копривнице, в столице Загребе.
     И сегодня продолжает радовать нас своим присутствием на прекрасной хорватской земле - крестьянин, художник и поэт - Иван Веченай!






   


     При подготовке использованы материалы с сайта  www.vecenaj.com.
 

     Другие публикации     Other publications

     ИВАН ВЕЧЕНАЙ. ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА.
     ИВАН ВЕЧЕНАЙ - ТИШЛЯРОВ. ТВОРЧЕСТВО. 1950-е.
     ИВАН ВЕЧЕНАЙ - ТИШЛЯРОВ. ТВОРЧЕСТВО. 1960-е.
     ИВАН ВЕЧЕНАЙ - ТИШЛЯРОВ. ТВОРЧЕСТВО. 1970-е.
     ИВАН ВЕЧЕНАЙ - ТИШЛЯРОВ. ТВОРЧЕСТВО. 1980 - 1990 гг.
     ИВАН ВЕЧЕНАЙ. 1920 - 2013. R.I.P.

Комментариев нет:

Отправить комментарий