воскресенье, 27 мая 2012 г.

СЛАВКО СТОЛНИК. 1929 - 1991. ГЕНИЙ ИЛИ СУМАСШЕДШИЙ?






     Одна из самых загадочных и противоречивых фигур в наивном искусстве Хорватии 20 века, чье творчество, в силу ряда причин, до конца не исследовано, и чьё место в художественной иерархии хорватских живописцев, до сих пор не определено.
   
     Славко Столник (Slavko Stolnik) родился 11 июня 1929 года в селе Донья Воча (Donja Voca) в Хорватском Загорье, недалеко от границы со Словенией, в очень бедной крестьянской семье. Закончив пять классов основной школы, он очень хотел учиться дальше, но у родителей не было материальных средств, поэтому Славко сначала занимался повседневными делами в домашнем хозяйстве, а повзрослев стал работать наемным сезонным рабочим, затем шахтером. В 1952 году Столник уезжает в Загреб, где поступает на службу в Народную милицию. В 1953 году начинает активно рисовать, уделяя немного времени для посещения "художественно-скульпторских" занятий на любительских курсах.
     В конце 1954 года он знакомится с уже известными нам - прекрасным педагогом Крсто Хегедушичем и художественным критиком Йосипом Деполо , которые замечают его исключительный талант и творческие способности. Существуют разные точки зрения на значение Хегедушича в этом периоде (не умаляя однако, его заслуг как педагога и как живописца), но их краткосрочное знакомство вряд ли оказало значительное влияние на творчество Столника, разве что в части обучения приемам техники рисования на стекле.
     В ноябре 1955 года в Загребе, с большим успехом состоялась первая персональная выставка. В течении нескольких последующих лет было организовано еще несколько индивидуальных выставок.


Возвращение стада. масло/стекло. 320х430 мм. 1957 г.


Птицы. масло/нейлон. 345х270 мм. 1959 г.


     Воодушевленный отзывами критиков и публики, будучи сенсацией в мире хорватского искусства, в 1959 году Славко Столник принимает решение нелегально уехать в Париж - завоевывать мир большого искусства. Там он живет несколько лет, работая сначала как художник, затем как подсобный рабочий в отелях и ресторанах.
     Необразованный крестьянин, неготовый к жестокости современного мегаполиса, перенеся несколько душевных надломов, с уже начавшейся ранней стадией шизофрении, он полностью все теряет и завершает свое пребывание в Париже как нищий, под мостами Сены.


Под мостом Сены. масло/стекло.


     В 1963 году Столнику удается вернуться в Хорватию. Он перестает рисовать и занимается сельхозработами в родном крае, в своем деревенском доме. В 1966 году начинает понемногу заниматься скульптурой из глины, а затем и снова рисовать. Так начался третий, наиболее продуктивный период его творчества, в котором между 1970 и 1976 годами созданы самые известные работы.



Мой Париж. масло/стекло. 1976 г.



День Св.Валентина. масло/стекло. 1976 г.



Ева. масло/стекло. 1968 г.



Праздник. масло/стекло. 1976 г.


     Приняв участие ещё в нескольких выставках, Славко Столник позже становится крайне недоверчивым, некритичным, а галеристам и коллекционерам, желающим приобрести его работы выставляет нереальные, астрономические цены. Не желая продавать свои старые работы (которые сам, считал гениальными), он прячет их на чердаке своего дома, и якобы обкладывает минами. Не испытывая желания рисовать новые картины, Столник сознательно выбирает жизнь нищего и мученика.




     После этого, покорившись судьбе и будучи сломлен болезнью, в 1980 году Славко Столник прекращает постоянные занятия живописью, начинает заниматься сбором лекарственных трав, народной медициной и целительством, считая, что для этого он послан Богом.




     Эксцентричная и неуравновешенная душа, человек навязчиво верящий в свой сверхъестественный талант, считающий себя величайшим художником всех времен, трагично окончил жизнь в своем доме, в Доньей Воче, ночью между 16 и 17 мая 1991 года. Он был вероломно и мучительно убит, из-за корыстных целей, своим давним знакомым (о нем, впору писать криминальный роман) с которым, вместе уехал покорять Париж , собиравшегося стать там знаменитым боксером, но сбежавшим из Франции после получения смертного приговора за убийство (впоследствии замененного на пожизненное заключение).

     Безусловно, Славко Столник признанный художник, его картины находятся в государственных музеях Хорватии, но полноценному изучению и оценке его творчества элементарно недостает материала. В Париже осталось более 140 работ художника. Уже после смерти, в 1996 году, из  дома в Доньей Воче было похищено 82 картины (в том числе "Мотив из Парижа" - картина занимающая 5-е место в "топ-листе" наиболее ценных и дорогих произведений искусства, похищенных в истории современной Хорватии). Усилиями хорватской полиции возвращено наследникам лишь 13 работ. Судьба всех остальных неизвестна, на огромном рынке арт-бизнеса картины до сих пор не появились.




     И все-таки, Славко Столник, остается по своим свершениям (которые в данный момент, к сожалению, недоступны широкой аудитории, так как большая часть наследия находится в частных коллекциях) одним из крупнейших экспрессионистов и колористов не только в наивном, но и во всем хорватском изобразительном искусстве.

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий