пятница, 24 февраля 2012 г.

ФРАНЬО ФИЛИПОВИЧ. 1930 - 2009.



Франьо Филипович у себя дома в Хлебине. Фото конца 80-х.


     Франьо Филипович (Franjo Filipović), известный художник Хлебинской школы и хорватского наива родился 2 октября 1930 года в Хлебине, в бедной деревенской семье. Стандартная судьба деревенского мальчишки того военного времени - четыре класса начальной школы, работа по домашнему хозяйству и в поле вместе с родителями. Рисовать и выставляться начал в 1946 году, одновременно продолжая заниматься крестьянским трудом. Принадлежит к первому поколению "учеников" ИВАНА ГЕНЕРАЛИЧА, которых тот собрал после окончания Второй мировой войны.
     Хочу подчеркнуть, что наличие в родном селе такой "звезды" как Генералич, как и появление там же, в свое время, ХЕГЕДУШИЧА, давало молодым не только определенный творческий импульс для занятий "художествами", но и вполне реальный шанс получить какую-то известность и признание (о коммерческой составляющей речь тогда не шла). В принципе, с появлением вот этого "второго", послевоенного поколения наивных художников и началось  формирование "хлебинской школы", в том виде какой мы её знаем сегодня. Я имею в виду школу, как традицию, иконографию и т.д.

Ф.Доленец, Ив.Генералич и
Ф.Филипович.  Хлебине  1945 г.
     Безусловно, творчество Генералича было основополагающим в создании школы, можно сказать стержневым. И надо отдать должное Мастеру, что он не "зазвездился", а с удовольствием передал часть своих знаний пятнадцатилетним мальчишкам. Да, и в дальнейшем, на протяжении всей своей жизни, не имея "официальных" учеников, он всегда помогал чем мог начинающим художникам.
     Франьо Филипович, так же как и его сверстники ДРАГАН ГАЖИ и Францина Доленец, в те первые послевоенные годы рисовал мало, в основном в свободное время, также как и они, в 1952 году начал сотрудничать с Сельской художественной галереей, где был признан одним из самых одаренных молодых самоучек.

Автопортрет. 1954 г.
     Свой особый стиль Филипович начал вырабатывать с начала пятидесятых годов, изображая на своих картинах ежедневную типичную жизнь архаичного села своей молодости, людей, обычаи и пейзажи родной Подравины. Пытаясь быть ясным и понятным в своем творчестве, он не всегда пользуется реалистическими методами: всё у него достаточно стилизовано, пропорции нарушены, а образы людей и животных гротескные и карикатурные. Героями картин выступают пахари, жнецы, косцы, виноградари, крестьяне выкапывающие картофель, выпекающие хлеб и т.д. В начале карьеры рисовал и мотивы старых обычаев, которые сегодня исчезают - паление свиньи, взбивка масла, теребленье кукурузы, размол зерна. Художественная ценность его работ состоит в ярком свидетельствовании о жизни конкретного места в конкретном времени.

     Франьо Филипович первый представитель второго поколения художников Хлебинской школы, в этом состоит его историческое значение. Тем не менее, последующее массовое "производство" своих картин, при том часто повторяющихся, вызвало эрозию первоначальных успехов. К сожалению его творчество в дальнейшем коммерциализировалось, что впоследствии осознал и сам художник - после 60-х годов не подготовлено больше ни одной самостоятельной выставки, а с 70-х его картины всё реже можно было встретить и на коллективных выставках.
     И всё таки несколько его наилучших работ, ранних прозрачных и интересных цветовых решений, в особенности натюрмортов, непременно входят в каждую антологию Хлебинской школы и хорватского наива.



Зима I. масло/стекло. 455х355 мм. 1950 г.



Сбор урожая. масло/стекло. 355х245 мм. 1950 г.



Мельницы на Драве. масло/стекло. 330х460 мм. 1957 г.



Выпечка хлеба. масло/стекло. 300х420 мм. 1957 г.



На дворе. масло/стекло. 1957 г.



Отжим конопли. масло/стекло. 270х310 мм. 1957 г.



     С середины пятидесятых, и особенно в течении шестидесятых годов 20 века Франьо Филипович участвовал во многих выставках Галереи примитивного искусства из Загреба, среди которых выделяются: "Наивные художники Югославии" в Белграде, Любляне и Скопье (1957) и Загребе (1958), "Наивное искусство Югославии" в Загребе (1962), в Ленинграде (Эрмитаж), Будапеште и Вене (1963), в Дармштадте и Гамбурге (1964). Также нужно отметить успешные выступления во множестве национальных галерей презентовавших наивное искусство - Лондон (1961), Эдинбург (1962), Нью-Йорк (1963), Цюрих (1964), Лондон (1965), участие в первом и втором триенале наива в Братиславе (1966, 1969), затем на нескольких больших обзорных выставках в 70-е годы - Реклингхаузен (1971), Париж, Лондон (1976), Хлебине, Загреб (1981).
     Имя художника вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art).



Томаты. масло/стекло. 350х350 мм. 1963 г.



Молотьба зерна в гумне. масло/стекло. 405х590 мм. 1964 г.



Натюрморт. масло/стекло. 380х380 мм. 1965 г.



С дровами. масло/стекло. 650х950 мм. 1966 г.



Успешная рыбалка. масло/стекло. 500х700 мм. 1969 г.



Зимняя заготовка дров. масло/стекло. 600х700 мм. 1971 г.



Петух в зимней Подравине. масло/стекло. 1972 г.



Мотив с рекой. масло/стекло. 390х490 мм. 1979 г.



Черный конь. масло/стекло. 500х600 мм. 1994 г.


          При подготовке использованы материалы из книги Владимира Црнковича (Vladimir Crnkovic) "Искусство Хлебинской школы". Издатель Хорватский музей наивного искусства, 2006 год. Второе дополненное издание.




Комментариев нет:

Отправить комментарий